Как выработать в спортсмене психологическую устойчивость?
Психологическая подготовка спортсмена обеспечивает ему стабильность побед. Помогает спортсмену лучше оценить свои возможности и потенциал. Возможности нужно правильно выявить и правильно их использовать.
Спортсмену нужно вкладывать правильный смысл в тренировочный процесс и в выступления на соревнованиях.
Психологическая подготовка – это специальная подготовка головного мозга. Цель – раскрыть перед спортсменом и тренером силу мысли и слова, используя мысли и слова, влиять на различные функции организма, научить доступным методам регуляции психического состояния.
Ясное понимание, мотивация в спорте – основа стабильности побед.
Отсутствие ясного понимания, мотивации в спорте, в жизни ведет к «выгоранию спортсмена». «Выгорание спортсмена» - это истощение.
Когда спортсмен не будет зависеть от побед и поражений, - он сможет дольше выступать. Спортсмену нужно научится преодолевать неудачи и поражения.
Большинство спортсменов видят основную причину своих успехов и неудач в различных внешних факторах, а не в своем собственном состоянии во время соревнований. Во внешних факторах легче связывать, а в личном – ориентироваться сложнее: не знаешь, что и как и с чем связать, и спортсмена этому не учат.
Страх – сторож здоровья человека. Спортсмен, кроме реальных опасностей, может начать бояться иллюзорных воображаемых проблем. Поэтому спортсмену важно помочь разобраться в этом, проанализировав каждую часть, выявить, чего он больше всего боится.
Психологическая подготовка – это и способность преодолевать основные страхи, которые свойственны каждому человеку.
Спортсмену необходимо выработать в себе психическую устойчивость.
Психическая устойчивость воспитывается через умение извлекать правильные уроки из неудач, срывов – не только в спорте, но и в жизни.
Психическая устойчивость – умение держать эмоциональный удар и умение поставить обидчика на место, простив ему его поступок, грубые слова.
Спортсмены должны владеть приемами психической саморегуляции.
Каждый спортсмен в своем виде спорта обязан знать точные характеристики тех качеств, которые ему необходимо достигать в результате целенаправленной подготовки.
Например. У пловцов: руки – теплые, расслабленные, сильные, послушные; ноги – расслабленные, теплые, сильные, упругие; тело – теплое, вытянутое, обтекаемое, скользящее.
У дзюдоистов: руки – сильные, цепкие, быстрые, взрывные; ноги – сильные, легкие, реактивные; тело – сильное, пластичное, упругое, раскрепощенное.
Умение сосредотачиваться, не напрягаясь. Многие спортсмены не могут собраться во время соревнований, так как не могут отключиться от всего, что мешает. Любой внешний раздражитель: шум, окрик, замечание –быстро сбивает эмоциональный настрой.
Сосредоточенность, отрешенность от окружающего. Длительность сосредоточения внимания: отсутствие торопливости и суеты.
На чем сосредотачиваться? Внимание на средстве достижения цели.
Страстное желание достичь любой ценой! Приводит к противоположному действию. Когда кричат: «Давай! Ты обязан!» - такой способ «накачки» только вредит, вносит хаос, «стопор», обратное действие. Срабатывает защитный механизм. Это скорей всего, стартовая несобранность - ее называют «стартовая лихорадка» или «стартовая апатия» (либо перевозбуждение, либо апатия).
Сосредоточенность и внимание нужно в себе развивать. Надо знать, на двух делах люди не могут одновременно сосредоточиться. ( Например, не стоит делать два дела одновременно. Концентрация внимания рассеивается. Механизм действия не научается. Лучше делать одно дело, но хорошо.)
Быстрота переключения внимания – вот, что надо знать и над чем работать спортсмену и тренеру, чтобы развивать и тренировать внимание.
Возможности психологической работы смогут правильным образом выстроить психическую устойчивость у спортсмена.
o улучшение устойчивости к переключаемости внимания, скорости переработки информации, существенное улучшение психоэмоционального статуса;
o улучшение показателей психомоторики и психических процессов;
o укрепление психосоматического здоровья и повышение уровня психофизической адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам;
o возрастание эмоциональной устойчивости;
o возрастание чувства гармонии.
Обучение спортсмена психической саморегуляции:
o концентрация внимания на целевой установке;
o изменение восприятия времени и пространства;
o снятие психологических барьеров
Формирование эффективного тренировочного процесса и регуляции предстартовой подготовки спортсмена:
o моделирование психического состояния спортсмена в условиях реальной спортивной деятельности;
o адаптация организма спортсмена к внешней среде.
Работая с психологом, спортсмен может научиться эффективным способам восстановления душевного равновесия и мобилизации внутренних ресурсов, а также смогут правильным образом выстроить психическую устойчивость у спортсмена.
Материалы подготовила и составила психолог МБУ«САШ» города Чебоксары Ольга Викторовна Пивонос.