Самая популярная просьба на приеме у психолога –поднять самооценку. Но повысить ее возможно, когда укрепишь уверенность в себе. Как укрепить обе эти позиции?
Что же такое – самооценка? Это внутренний образ себя. Очень похожа на зеркало. Самооценка – это когда вы видите свои таланты, оцениваете свои достижения; это уважение к себе и чувство собственного достоинства. А зависит самооценка от базовой уверенности в своих силах. И если она на высоте, то человек оценивает себя адекватно.
Классическая психология выделяет в ней три компонента:
Когнитивный: что я знаю о себе, о своих способностях, ограничениях, достижениях.
Эмоциональный: как я себя по этому поводу воспринимаю, как отношусь к себе, хорошо ли мне с самим собой.
Поведенческий: как это проявляется в моем поведении.
Исходя из этой схемы, что такое низкая самооценка?
- Я не признаю свои реальные достижения;
- Я не люблю и не принимаю себя;
- Считаю себя не совсем хорошим человеком.
Список заниженного представления о себе:
- ухудшение отношений с близкими людьми. Негативное влияние на детей и окружающих. Высокая вероятность потери друзей и близких.
- отсутствие мотивации для достижения целей. Негативное влияние на достижение жизненного успеха.
- физиологические расстройства, связанные с постоянными стрессами и негативным отношением к себе.
Необходимо разобраться с причиной возникновения! Без работы с основой повысить личную эффективность и веру в себя не получится!
Если уверенность шатается – и оценка искажена: любое неосторожное слово, критика, косой взгляд со стороны подрывают уважение к себе и отнимают душевные силы.
Вот почему без уверенного принятия себя, просто невозможно оценить себя, свои действия, мысли, поступки. В глубине души человек считает себя недостойным победы, не верит в свои силы. Чтобы поднять самооценку, нужно нарастить уверенность в себе – она первична, с ней и надо работать.
Начинать надо с истоков.
Ребенок родился, и на первых порах не может себя оценивать и осознавать себя. Его границы и чувства - это его мать. Подрастая, малыш начинает воспринимать себя таким, каким видят его родители. Если его любят, хвалят, поддерживают, знают, что он лучший, и все у него в жизни получится - ребенок приобретает положительный опыт отношения к своему телу, мыслям, поступкам. Даже, когда он совершит ошибку или потерпит неудачу в делах, человек поднимется, отряхнется и двинется дальше.
Так закладывается основа, базовая уверенность в своих силах «я могу».
Во многих других случаях с родителями шансы достичь высот, справиться с потерей, проигрышем – ничтожны малы, крепнет уверенность: «я не справлюсь, я плохой, слабый, недостойный». Детство, семья – фундамент. Так становится удобно: пребывание в иллюзиях и надеждах, что все изменится само собой.
Но с помощью психотерапии можем подкорректировать многие вещи, как на сознательном, так и на бессознательном уровне: понять и простить родителей, осознать истоки, изменить базовое отношение к себе от «я не справлюсь» до «у меня получится!»
Что такое завышенная самооценка?
- Я считаю себя суперталантливым, суперспособным, суперпродуктивным.
- Все мои успехи – моих рук дело.
- Я считаю себя достойным только самого возвышенного отношения окружающих.
- Я готов бороться за свое место на троне, либо свысока глядеть на все это копошение внизу, недостойное меня.
Высокая самооценка выстраивает стену между внутренней реальностью и внешним миром. Чем больше этот разрыв, тем больнее падение. Такая позиция эмоционально неустойчивая. Поэтому стоит стремиться не к завышенной и не заниженной самооценке, а адекватной. И формируется адекватная самооценка только в непосредственном и постоянном контакте с реальным миром.
5 советов:
- Перестаньте сравнивать себя с другими.
- Прекратите себя критиковать.
- Перестаньте оправдываться.
- Перестаньте жаловаться на других и на себя!
- Хвалите себя и улыбайтесь!
С помощью психотерапии можем подкорректировать многие вещи, как на сознательном, так и на бессознательном уровне: понять и простить родителей, осознать истоки, изменить базовое отношение к себе от «я не справлюсь» до «у меня получится!»
Материалы подготовила и составила педагог-психолог Ольга Викторовна Пивонос.