МБУДО «САШ» г. ЧебоксарыОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Спортивная психология

Спортивная психология

  Спортивная психология –это наука, которая изучает деятельность человеческой психики в ходе занятий спортом. В ходе своей работы спортивный психолог занимается психодиагностикой, групповой работой, индивидуально, используя в работе современные методики, позволяющие уравновесить состояние спортсмена и создать благоприятные условия для его саморазвития и победы.

Требуется регулярное общение спортсмена с психологом, в ходе чего решаются следующие задачи:

  • Формирование психологии победителя в спорте.
  • Преодоление волнения перед стартом и усиление концентрации в момент выступления.
  • Помощь в критических сложных ситуациях для спортсмена.
  • Освоение навыка управления эмоциями, способностью « взять себя в руки».
  • Формирование правильной мотивации на тренировках, на соревнованиях.
  • Выстраивание правильных отношений с тренером и командой.
  • Четкая постановка целей и представление образа конечного желаемого результата.

Психологическая готовность к соревнованиям.

         И для взрослых, и для детей важно в себе развивать волю к победе. В волевой деятельности важны: сила воли, трудолюбие, настойчивость, упорство, решительность, самостоятельность. Психология победителя в спорте очень важна для каждого, кто стремится достичь реально значимых результатов в выбранном виде спорта.

        Спортсменом руководят два параллельных состояния: с одной стороны, это страстное желание одержать победу, с другой – страх проиграть. Если страх превышает, результаты трудов такого спортсмена оказываются плачевными.

Проигрыш – это лишь показатель того, что нужно изменить модель тренировок, отношения к тренировкам, отношения в себе. Проиграв несколько раз, спортсмен может ошибочно думать, что он не сможет победить в следующий раз.

          Задача психолога –научить спортсмена правильному восприятию и победы, и проигрыша. Чтобы  ни то, ни другое не мешало продолжить свое развитие и устремление уверенно идти вперед, к покорению новых своих вершин.

         Чаще всего к психологу спортсмены обращаются самостоятельно, а в случаях со спортсменами-подростками, чаще запрос идет от родителей.

         Следует учитывать вид спорта, так как личностные особенности у спортсменов в индивидуальных и командных условиях будут отличаться. Спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта менее самостоятельны, более тревожны, теряются действовать самостоятельно, подвержены влиянию окружающей среды. А для спортсменов, занимающихся групповыми видами спорта – важны сыгранность, согласованность .

         Следует принимать во внимание личностные особенности спортсмена. В процессе развития  в спорте происходят личностные и физиологические изменения у человека.

Уровень развития указанных особенностей у спортсменов, занимающихся разными видами спорта, различен. Это объясняется неодинаковостью психологической структуры разных видов спорта.

Основные проблемы, с которыми обращаются к психологу это:

-       переживание победы в спорте ( ощущение потери того процесса, который завершился, качественное изменения следующего этапа не признается, спортсмен оказывается не готовым к дальнейшему шагу своего развития);

-       переживание страха в спорте (опасения ошибок, страх падения, боли, неудовлетворение собой, негативные переживания, страх не выполнить упражнения, страх старта и другие);

-       чрезмерное волнение в спорте ( наиболее частая причина обращения. Причина этого может быть –недостаточные навыки саморегуляции, а также различные виды страхов);

-        слабое состояние готовности к соревнованию ( готовность - это состояние позволяет максимально реализовывать в заданный момент времени все имеющиеся у него возможности);

-       психологическая работа с расстройствами настроения (раздражение и лень);

-       переживание поражения в спорте.

Направления работы спортивного психолога:

  1. Психодиагностика.
  2. Психолого-педагогические и психологические рекомендации.
  3. Психологическая подготовка.
  4. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.

Психодиагностика.

Цель – изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности:

-       особенности проявлений и развития психических процессов;

-       психические состояния;

-       свойства личности;

-       социально-психологические особенности деятельности.

Психологическая подготовка.

  1. психологическая подготовка к продолжительности нагрузочному и тренировочному процессу;
  2. общая психологическая подготовка к соревнованиям;
  3. специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию;
  4. коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям.

Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.

Срочное влияние на психическое состояние спортсмена может осуществляться на соревнованиях:

-       за день до соревнований;

-       в день соревнований;

-       непосредственно перед стартом;

-       после соревнований.

на тренировках:

-       перед занятием;

-       при выполнении отдельных упражнений;

-       после занятий;

-       в определенном цикле занятий.

 

Рекомендуется воспитывать значимые для спорта свойства личности, приемы саморегуляции, организацию нагрузок и отдыха.

 

 

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика