Спортивная психология
Спортивная психология –это наука, которая изучает деятельность человеческой психики в ходе занятий спортом. В ходе своей работы спортивный психолог занимается психодиагностикой, групповой работой, индивидуально, используя в работе современные методики, позволяющие уравновесить состояние спортсмена и создать благоприятные условия для его саморазвития и победы.
Требуется регулярное общение спортсмена с психологом, в ходе чего решаются следующие задачи:
- Формирование психологии победителя в спорте.
- Преодоление волнения перед стартом и усиление концентрации в момент выступления.
- Помощь в критических сложных ситуациях для спортсмена.
- Освоение навыка управления эмоциями, способностью « взять себя в руки».
- Формирование правильной мотивации на тренировках, на соревнованиях.
- Выстраивание правильных отношений с тренером и командой.
- Четкая постановка целей и представление образа конечного желаемого результата.
Психологическая готовность к соревнованиям.
И для взрослых, и для детей важно в себе развивать волю к победе. В волевой деятельности важны: сила воли, трудолюбие, настойчивость, упорство, решительность, самостоятельность. Психология победителя в спорте очень важна для каждого, кто стремится достичь реально значимых результатов в выбранном виде спорта.
Спортсменом руководят два параллельных состояния: с одной стороны, это страстное желание одержать победу, с другой – страх проиграть. Если страх превышает, результаты трудов такого спортсмена оказываются плачевными.
Проигрыш – это лишь показатель того, что нужно изменить модель тренировок, отношения к тренировкам, отношения в себе. Проиграв несколько раз, спортсмен может ошибочно думать, что он не сможет победить в следующий раз.
Задача психолога –научить спортсмена правильному восприятию и победы, и проигрыша. Чтобы ни то, ни другое не мешало продолжить свое развитие и устремление уверенно идти вперед, к покорению новых своих вершин.
Чаще всего к психологу спортсмены обращаются самостоятельно, а в случаях со спортсменами-подростками, чаще запрос идет от родителей.
Следует учитывать вид спорта, так как личностные особенности у спортсменов в индивидуальных и командных условиях будут отличаться. Спортсмены, занимающиеся индивидуальными видами спорта менее самостоятельны, более тревожны, теряются действовать самостоятельно, подвержены влиянию окружающей среды. А для спортсменов, занимающихся групповыми видами спорта – важны сыгранность, согласованность .
Следует принимать во внимание личностные особенности спортсмена. В процессе развития в спорте происходят личностные и физиологические изменения у человека.
Уровень развития указанных особенностей у спортсменов, занимающихся разными видами спорта, различен. Это объясняется неодинаковостью психологической структуры разных видов спорта.
Основные проблемы, с которыми обращаются к психологу это:
- переживание победы в спорте ( ощущение потери того процесса, который завершился, качественное изменения следующего этапа не признается, спортсмен оказывается не готовым к дальнейшему шагу своего развития);
- переживание страха в спорте (опасения ошибок, страх падения, боли, неудовлетворение собой, негативные переживания, страх не выполнить упражнения, страх старта и другие);
- чрезмерное волнение в спорте ( наиболее частая причина обращения. Причина этого может быть –недостаточные навыки саморегуляции, а также различные виды страхов);
- слабое состояние готовности к соревнованию ( готовность - это состояние позволяет максимально реализовывать в заданный момент времени все имеющиеся у него возможности);
- психологическая работа с расстройствами настроения (раздражение и лень);
- переживание поражения в спорте.
Направления работы спортивного психолога:
- Психодиагностика.
- Психолого-педагогические и психологические рекомендации.
- Психологическая подготовка.
- Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.
Психодиагностика.
Цель – изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности:
- особенности проявлений и развития психических процессов;
- психические состояния;
- свойства личности;
- социально-психологические особенности деятельности.
Психологическая подготовка.
- психологическая подготовка к продолжительности нагрузочному и тренировочному процессу;
- общая психологическая подготовка к соревнованиям;
- специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию;
- коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям.
Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.
Срочное влияние на психическое состояние спортсмена может осуществляться на соревнованиях:
- за день до соревнований;
- в день соревнований;
- непосредственно перед стартом;
- после соревнований.
на тренировках:
- перед занятием;
- при выполнении отдельных упражнений;
- после занятий;
- в определенном цикле занятий.
Рекомендуется воспитывать значимые для спорта свойства личности, приемы саморегуляции, организацию нагрузок и отдыха.