Психология в спорте: как быть готовым к соревнованиям
Деятельность спортсменов носит соревновательный характер и по своей сути направлена на достижение максимального результата независимо от уровня квалификации спортсменов.
Без состязательного момента спортивная деятельность утрачивает свой смысл. В связи с этим взаимодействие спортсмена на соревнованиях имеет два аспекта: по отношению к сопернику как противоборство, а по отношению к партнерам по команде – как сотрудничество, взаимосодействие.
Для соревновательной деятельности характерны следующие особенности:
- публичность;
- значимость ее для спортсмена, т.к. он стремится либо к победе, либо к рекорду, либо к выполнению спортивного разряда и норматива;
- ограниченность числа зачетных попыток, поэтому часто нет возможности исправить неудачное действие или выступление;
- ограниченность времени, в течение которого спортсмен может оценить возникшую соревновательную ситуацию и принять самостоятельное решение;
- непривычность условий ее осуществления при смене мест соревнования: климатические, временные, метеорологические различия, новые спортивные снаряды, спортивные залы и площадки.
Все это приводит к возникновению у спортсменов состояние нервно-психического напряжения, которое на тренировочных занятиях отсутствует. Соревновательная деятельность как широкое понятие включает в себя ряд этапов, различающихся и организационно, и психологически:
подготовка к деятельности, принятие старта, осуществление деятельности, проведение восстановительных процедур и оценка достигнутого результата.
Каждому этапу спортивной деятельности соответствуют определенные психологические состояния, которые возникают в зависимости от условий и специфики деятельности.
Психологическая характеристика предстартового этапа
Подготовку к конкретному соревнованию опытные спортсмены начинают за несколько дней до старта. На этом этапе осуществляется:
- Сбор информации о месте и условиях соревнований, о возможных соперниках;
- Прогноз успешности выступления на основе исследования функционального состояния спортсмена на данном отрезке времени;
- Моделирование успешности;
- Постановка реальной цели;
- Готовность достижения цели;
- Планирование деятельности ( разработка тактики, выбор средств достижения цели );
- Позитивное, но реалистичное мышление.
Часто случается в спорте, что спортсмен и тренер искренне верят в свое желание победить, но победа не приходит. В чем тут причина?
Одной из основных причин является правильное формирование успешности как у спортсмена, так и у тренера.
Моделирование успешности основано на том, что все наше поведение регулируется нервной системой, и весь опыт, который мы получаем в течение жизни сохраняется в нервной системе навсегда. Под опытом мы понимаем ту информацию, которая поступает в наш мозг непосредственно через органы чувств. Другими словами, опыт – это то, что мы можем услышать, увидеть и почувствовать своими рецепторами. По средством слова, мы создаем тот или иной тип своего поведения. Слова играют ведущую роль в программировании нашего поведения.
В основе психологии спортсмену необходимо формировать способность к позитивному мышлению.
В процессе соревнования и подготовки к нему перед спортсменом стоит две цели: показать максимально возможный результат и сделать этот результат достаточно стабильным. На вершине спортивного Олимпа удерживаются только те спортсмены, которые выступают стабильно хорошо.
Для реализации этих целей спортсмену потребуется его психологический ресурс:
- наличие внутренней мотивации или отсутствие необходимости во внешней мотивации;
- настрой на выигрыш в соревнованиях любого уровня, готовность проявить свои способности в процессе соревнования;
- готовность учиться на своих ошибках и способность выдерживать критику;
- позитивное, но реалистичное мышление, способность устанавливать и сохранять позитивный подход к себе, к своему выступлению, способность к изменениям в себе;
- способность владеть своими чувствами;
- способность сохранять спокойствие и стабильность, особенно в напряженные моменты ( напряжение – проба сил);
- поддержание в себе необходимого уровня концентрации в течение всего выступления.
В понятии спортивного мастерства вкладывается – способность спортсмена владеть своими чувствами и состояниями и контролировать свое мышление.
Психология победителя заключается в четкости, конкретности поставленной цели и в отношении к победе и к проигрышу. Необходимо, чтобы у спортсмена было правильно сформировано отношение к проигрышу.
Человек должен дать себе право на ошибку. Ведь каждый человек ошибается, без этого невозможно прожить. Возможно, смысл нашей жизни заключается в том, чтобы научиться там, где мы первоначально ошибались, впоследствии поступать правильно. Негативная информация по ошибке, должна использоваться для правильного решения, а не для обвинения себя в неспособности к правильным поступкам.
Процесс обучения –это всегда процесс проб и ошибок. Все системы самонастройки накапливаются в банке данных: прошлые ошибки, неудачи, болезненные и тягостные эпизоды. От этого негативного опыта человек должен научиться освобождаться, а не зацикливаться на нем.
Главное правило следующее: как только действие усвоено и отработано, помнить только успешное действие. Ошибки необходимо забыть.
Значение правильно поставленной цели. Определение целей – это основа. Правильно сформулированная цель поведет вперед, но если в формулировке цели есть ошибка, она может увести в сторону и помешает добиться успеха.
Цели помогают поддерживать мотивацию спортсмена на достаточно высоком уровне длительное время.
Правила постановки целей:
- Цель должна быть конкретной и позитивной;
- Цель должна быть реальной;
- Если цель большая, то лучше определить промежуточные (более мелкие) цели.
Различают цель-результат и цель-процесс. Обе цели одинаково значимые.
Необходимо формировать психологическую готовность получить тот результат, на который психологически готов получить спортсмен.
Для того, чтобы человек добился цели, необходимо соблюдение двух условий:
- он должен четко себе представлять, что он хочет получить;
- он должен обладать готовностью к достижению того, что хочет получить.
Готовность к достижению цели состоит:
- желание цели;
- убеждение в достижимости цели;
- уверенность в том, что действия, которые ему необходимо предпринять для достижения цели, носят нормальный и естественный характер;
- уверенность в заслуженности достижения цели.
Например, если я утверждаю, что моя цель – выигрывать на соревнованиях, а внутри меня живет страх ошибаться, то внутренняя подсознательная цель будет заключаться в том, чтобы справиться со страхом, т.е. обеспечить себе безопасность, чем на самом деле я и займусь. Это может проявиться в различных формах: я могу заболеть перед ответственными соревнованиями, или в момент выступления волноваться еще больше, чем обычно, или сделать еще что-то, что мне помешает мне выиграть, ведь я не чувствую себя победителем, т.е. достойным победы.
Таким образом, тщательная работа над грамотной формулировкой цели – это большая часть победы, поэтому работа с психологом поможет относится к данному процессу с большим вниманием.