Нужна ли психологическая помощь родителям детей-спортсменов?
Многим родителям, да и спортсменам кажется, что обратиться за помощью к психологу – это признать себя неудачником или слабаком.
А это Помощь в преодолении собственных психологических трудностей!
Многими исследователями выявлено, что родители данной категории детей, испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находясь в постоянном хроническом стрессовом состоянии. Все это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им также как и их детям нужна психологическая помощь и поддержка.
Испытывая страх за своего ребенка, за его судьбу, родители передают его своему ребенку. Эгоистическая любовь к своему чаду, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех всевозможных трудностей, мешает их нормальному развитию, в том числе и развитию в спорте.
Дети нуждаются в любви, но не любви-жалости, а любви уважающей, альтруистической – учитывающей интересы ребенка, просто потому, что он такой и есть. Дети нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных навыков.
Лучше сконцентрировать свое внимание на успешность взаимодействий его с окружающим миром. Научить думать не только о себе, но и о тех, кто рядом.
Что касается самих родителей: не забывать о себе. Психологическая подготовка может оказаться для вас, одним из самых важных моментов на пути адаптации как вас, так и вашего ребенка-спортсмена.
При обращении к психологу, при наличии психологической помощи для родителей, возможно, не только снизить стрессовые ситуации, но и наметить дальнейшие пути действий.
Такая доступная вещь, как визит к психологу у вас есть. Для того, чтобы ребенку-спортсмену была эффективная помощь, психолог работает не только с ребенком, но с его родителями. Важно, чтобы не образовался разрыв между вами и ребенком из-за ссор и частых конфликтов в период становления ребенка-спортсмена.
Как воспитывать спортсмена?
Хороший спортсмен должен обладать рядом качеств, без которых выдерживать нагрузки, добиваться высоких результатов, конкурировать с соперниками, а также стойко переносить временные неудачи и спады было бы трудно.
Спортивные успехи и регулярные тренировки ребенка во многом определяются его активным желанием заниматься. Но не стоит недооценивать и физические способности детей к определенному виду спорта. Родители должны со всей ответственностью подходить к выбору занятий и понимать, прежде всего, чей это выбор – их или ребенка.
Дети-спортсмены начинают показывать результаты в спорте, когда осознано выбирают вид спорта, а также в период подросткового взросления. Поэтому родителям надо учитывать особенности возраста спортсмена.
У взрослеющих детей-подростков возникает желание быть независимыми. Они менее склонны давать объяснения, где они, что они делают – потому-то вызывает протест у нас – у родителей. Комендантский час злит и обижает подросшее чадо. Это он воспринимает как ущемление в правах. Родители впадают в панику, если ребенок не делает того моментально, что сказано.
Чтобы подойти к ситуациям в целом, нужно найти правильный тон. Ребенок протестует, но делает не всегда корректно. Просто он хочет, чтобы его услышали.
Это вызов, в первую очередь, к самому себе, а потом и к окружающим. Они не делают это на зло, а хотят изучить, на что они способны. Давайте им ошибаться! Пусть они сами поймут, насколько им нужно или ненужно.
Важно, чтобы в этот период не образовался разрыв между вами и ребенком. Будьте терпеливы и снисходительны.
Сейчас наблюдается более раннее созревание у подростков, как у мальчиков, так и у девочек. Для девочек ситуации более тонкие, эмоциональные переживания более глубокие. Излишняя опека здесь ни к чему.
Важность этого периода – научиться подростку принимать решения, научиться делать выбор между можно и нельзя.
Родителям нужно научиться давать советы, а дети должны научиться делать выбор. А для подростка-спортсмена – это особенно необходимо. Скандалы, запреты в этих случаях не помогают. Важно перейти на дружеские отношения. Быть другом для сына или дочери, не забывая при этом, что вы мать или отец.
Материалы подготовила и составила педагог-психолог МБУ «САШ» Ольга Викторовна Пивонос