МБУДО «САШ» г. ЧебоксарыОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Как быть готовым к соревнованиям

Психология в спорте: как быть готовым к соревнованиям

       Деятельность спортсменов носит соревновательный характер и по своей сути направлена на достижение максимального результата независимо от  уровня квалификации спортсменов.

      Без состязательного момента спортивная деятельность утрачивает свой смысл. В связи с этим взаимодействие спортсмена на соревнованиях имеет два аспекта: по отношению к сопернику как противоборство, а по отношению к партнерам по команде – как сотрудничество, взаимосодействие.

      Для соревновательной деятельности характерны следующие особенности:

  • публичность;
  • значимость ее для спортсмена, т.к. он стремится либо к победе, либо к рекорду, либо к выполнению спортивного разряда и норматива;
  • ограниченность числа зачетных попыток, поэтому часто нет возможности исправить неудачное действие или выступление;
  • ограниченность времени, в течение которого спортсмен может оценить возникшую соревновательную ситуацию и принять самостоятельное решение;
  • непривычность условий ее осуществления при смене мест соревнования: климатические, временные, метеорологические различия, новые спортивные снаряды, спортивные залы и площадки.

      Все это приводит к возникновению у спортсменов состояние нервно-психического напряжения, которое на тренировочных занятиях отсутствует. Соревновательная деятельность как широкое понятие включает в себя ряд этапов, различающихся и организационно, и психологически:

подготовка к деятельности, принятие старта, осуществление деятельности, проведение восстановительных процедур и оценка достигнутого результата.

      Каждому этапу спортивной деятельности соответствуют определенные психологические состояния, которые возникают в зависимости от условий и специфики деятельности.

Психологическая характеристика предстартового этапа

      Подготовку к конкретному соревнованию опытные спортсмены начинают за несколько дней до старта. На этом этапе осуществляется:

  1. Сбор информации о месте и условиях соревнований, о возможных соперниках;
  2. Прогноз успешности выступления на основе исследования функционального состояния спортсмена на данном отрезке времени;
  3. Моделирование успешности;
  4. Постановка реальной цели;
  5. Готовность достижения цели;
  6. Планирование деятельности ( разработка тактики, выбор средств достижения цели );
  7. Позитивное, но реалистичное мышление.

       Часто случается в спорте, что спортсмен и тренер искренне верят в свое желание победить, но победа не приходит. В чем тут причина?

      Одной из основных причин является правильное формирование успешности как у спортсмена, так и у тренера.

       Моделирование успешности основано на том, что все наше поведение регулируется нервной системой, и весь опыт, который мы получаем в течение жизни сохраняется  в нервной системе навсегда. Под опытом мы понимаем ту информацию, которая поступает в наш мозг непосредственно через органы чувств. Другими словами, опыт – это то, что мы можем услышать, увидеть и почувствовать своими рецепторами. По средством слова, мы создаем тот или иной тип своего поведения. Слова играют ведущую роль в программировании нашего поведения.

        В основе психологии спортсмену необходимо формировать способность к позитивному мышлению.

        В процессе соревнования и подготовки к нему перед спортсменом стоит две цели: показать максимально возможный результат и сделать этот результат достаточно стабильным.  На вершине спортивного Олимпа удерживаются только те спортсмены, которые выступают стабильно хорошо.

       Для реализации этих целей спортсмену потребуется его психологический ресурс:

  1. наличие внутренней мотивации или отсутствие необходимости во внешней мотивации;
  2. настрой на выигрыш в соревнованиях любого уровня, готовность проявить свои способности в процессе соревнования;
  3. готовность учиться на своих ошибках и способность выдерживать критику;
  4. позитивное, но реалистичное мышление, способность устанавливать и сохранять позитивный подход к себе, к своему выступлению, способность к изменениям в себе;
  5. способность владеть своими чувствами;
  6. способность сохранять спокойствие и стабильность, особенно в напряженные моменты ( напряжение – проба сил);
  7. поддержание в себе необходимого уровня концентрации в течение всего выступления.

      В понятии спортивного мастерства вкладывается – способность спортсмена владеть своими чувствами и состояниями и контролировать свое мышление.

      Психология победителя заключается в четкости, конкретности поставленной цели и в отношении к победе и к проигрышу. Необходимо, чтобы у спортсмена было правильно сформировано отношение к проигрышу.

      Человек должен дать себе право на ошибку. Ведь каждый человек ошибается, без этого невозможно прожить. Возможно, смысл нашей жизни заключается в том, чтобы научиться там, где мы первоначально ошибались, впоследствии поступать правильно. Негативная информация по ошибке, должна использоваться для правильного решения, а не для обвинения себя в неспособности к правильным поступкам.

     Процесс обучения –это всегда процесс проб и ошибок. Все системы самонастройки накапливаются в банке данных: прошлые ошибки, неудачи, болезненные и тягостные эпизоды. От этого негативного опыта человек должен научиться освобождаться, а не зацикливаться на нем.

    Главное правило следующее: как только действие усвоено и отработано, помнить только успешное действие. Ошибки необходимо забыть.

    Значение правильно поставленной цели. Определение целей – это основа. Правильно сформулированная цель поведет вперед, но если в формулировке цели есть ошибка, она может увести в сторону и помешает добиться успеха.

    Цели помогают поддерживать мотивацию спортсмена на достаточно высоком уровне длительное время.

Правила постановки целей:

  1. Цель должна быть конкретной и позитивной;
  2. Цель должна быть реальной;
  3. Если цель большая, то лучше определить промежуточные (более мелкие) цели.

Различают цель-результат и цель-процесс. Обе цели одинаково значимые.

      Необходимо формировать психологическую готовность получить тот результат, на который психологически готов получить спортсмен.

     Для того, чтобы человек добился цели, необходимо соблюдение двух условий:

-       он должен четко себе представлять, что он хочет получить;

-       он должен обладать готовностью к достижению того, что хочет получить.

Готовность к достижению цели состоит:

  • желание цели;
  • убеждение в достижимости цели;
  • уверенность в том, что действия, которые ему необходимо предпринять для достижения цели, носят нормальный и естественный характер;
  • уверенность в заслуженности достижения цели.

    Например, если я утверждаю, что моя цель – выигрывать на соревнованиях, а внутри меня живет страх ошибаться, то внутренняя подсознательная цель будет заключаться в том, чтобы справиться со страхом, т.е. обеспечить себе безопасность, чем на самом деле я и займусь. Это может проявиться в различных формах: я могу заболеть перед ответственными соревнованиями, или в момент выступления волноваться еще больше, чем обычно, или сделать еще что-то, что мне помешает мне выиграть, ведь я не чувствую себя победителем, т.е. достойным победы.

       Таким образом, тщательная работа над грамотной формулировкой цели – это большая часть победы, поэтому работа с психологом поможет относится к данному процессу с большим вниманием.

 

 

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика